- Главная
- /
- Учебная
- /
- Новые разработки
- /
- Три практических составляющих урока информатики в начальной школе
Три практических составляющих урока информатики в начальной школе
Гусева В. А., учитель математики и информатики
ТРИ ПРАКТИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ УРОКА ИНФОРМАТИКИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МОУ средняя общеобразовательная школа №76 с углублённым изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга
Происходящие изменения целей обучения информатике влияют не только на содержание обучения в среднем звене школы, но и на содержание обучения в начальной школе, а, следовательно, и на методические подходы в обучении начальных классов. Это особенно важно, поскольку психофизиологические особенности данного возраста и особенности восприятия информации младшими школьниками предполагают широкие возможности для развития личности и способностей ребенка, его мировоззрения и стиля мышления.
Необходимость преподавания уроков информатики в начальной школе в качестве пропедевтического курса не вызывает сомнения. К сожалению, такие уроки проводятся не во всех школах России. Это не просто нарушает принцип преемственности обучения, но и лишает многих детей систематического развития логического, алгоритмического и системного мышления, так как преподавание информатики в начальной школе нацелено на формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
Основной формой обучения информатике является урок. Исходя из задач обучения информатике, техники проведения урока и норм проведения занятий в начальной школе по информатике, можно выделить три практических составляющих содержания урока: общие задания с использованием проектора или телевизора с большим экраном для фронтальной работы с классом, бескомпьютерные индивидуальные задания и компьютерные практические задания. Фронтальная работа с классом может содержать в себе работу с дистанционными пультами для тестирования, использование которых позволяет не только проследить уровень сформированности понятийного аппарата, но и проконтролировать деятельность каждого участника.
В качестве примера можно привести часть занятия по темы «Конструирование».
Первая часть урока может включить в себя рассказ о различных конструкторах и их составляющих (деталях), с параллельным иллюстрированием различных видов конструкторов с помощью проектора с экраном или интерактивной доской, а также может включить в себя работу учащихся на разделение целого на части и, наоборот (составить из частей). Данная работа может быть организована с помощью дистанционных пультов – задача каждого учащегося или выбрать один из предложенных вариантов ответа, или разделить предложенные варианты на группы, или объединить нужные варианты в одну группу.
Вторая часть урока - бескомпьютерное индивидуальное задание - собрать квадраты Монтессора [1, с 101-102].
Третья часть урока - индивидуальное компьютерное задание - «собери картинку как показано на рисунке». В качестве методического обеспечения данного задания может выступить электронный учебник «Мир информатики» [2].
Данное структурирование урока позволит при соблюдении всех требований к проведению занятий информатики в начальной школе достичь поставленных целей обучения.
Литература
1. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Методическое пособие по информатике для учителей 1 классов общеобразовательных школ. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – С. 144.
2. Электронный учебник «Мир информатики». Базовое учебное пособие для учащихся начальной школы. Первый год обучения / Под ред. А. В. Могилёва, 2003 г.