- Главная
- /
- Учебная
- /
- Новые разработки
- /
- Синемалогия на уроках гуманитарного цикла
Синемалогия на уроках гуманитарного цикла
Шарапова А.М.
СИНЕМАЛОГИЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
МОУ средняя общеобразовательная школа № 76 с углублённым изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга
Разнообразие технических средств в школе естественным образом приводит к расширению приемов и технологий обучения. Так, благодаря применению мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру или DVD-плейеру, или интерактивной доски, стала возможной полноценная, без потери качества изображения и звука, демонстрация документальных, научно-познавательных и художественных фильмов, то есть синемалогия.
Само понятие синемалогия – метод, разработанный всемирно известным психотерапевтом, профессором А. Менегетти. Данный метод заключается в просмотре и обсуждении кинопроизведения с определенной целью и при использовании определенных критериев. Зритель смотрит, переживает происходящее, комментирует образы и сюжет, а затем интерпретирует их и выстраивает свое понимание реальности фильма. Затем он накладывает полученное знание на проблемное и событийное поле своей жизни. В конце ведущий подводит итог и обобщает все комментарии и мнения. Таким образом, синемалогия позволяет участникам понять свои особенности, сформировать определенный тип поведения.
Однако синемалогия – это не только психологический метод, но и обучающая технология, которая особенно эффективна в преподавании предметов гуманитарного цикла, где ставятся такие цели, как формирование навыков интерпретации, умения формулировать оценки и суждения и высказывать их, соотнося с фактами культуры и собственной жизни, расширение кругозора и словарного запаса учащихся. Так как фильм подобен зеркалу, в котором отражаются события и проблемы повседневного существования человека и его внутренней духовной жизни, важны эмоции зрителя, поскольку он переживает их так, как воспринимает данный факт и данное отношение в реальности, а это является залогом освоения наук, основной круг вопросов которых связан с постижением человека.
На уроках МХК, литературы, при проведении классного часа неоднократно нами были использованы элементы синемалогии. Так, учащимся 7 класса был показан фрагмент художественного фильма «Ромео и Джульетта» Ф. Дзефирелли, посвященный балу-маскараду в доме Капулетти, на интегрированном уроке литературы и МХК «Эпоха Возрождения в литературе, искусстве и музыке». При этом преследовалась цель создать условия погружения учащихся в атмосферу музыкальной и танцевальной культуры эпохи, наглядно продемонстрировать костюмы данного исторического периода.
Просмотр учениками 11 класса на уроке МХК «Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи» (по программе Л. Г. Емохоновой) фрагмента художественного фильма «Сто дней после детства» С. Соловьева, где подростки говорят об улыбке «Джоконды» Леонардо да Винчи, и последующее обсуждение картины и спора героев киноленты открывают дискуссию в классе о тайне «Моны Лизы», помогают осознать собственные позиции, сформулировать различные подходы к интерпретации этого произведения. При этом ученики дискутируют не только между собой, но и с героями фильма, таким образом расширяется культурное пространство урока, усваиваются и отрабатываются схемы речеговорения о произведении искусства.
Те же цели преследовались и на уроке МХК «Александр Невский – патриот Земли Русской» (по программе Г. И. Даниловой) в 7 классе. Демонстрируя фрагменты фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский», мы создали условия для ознакомления учащихся с шедевром мирового кинематографа, предоставив возможность видеть, слышать, прочувствовать ситуацию борьбы русского народа с иноземными захватчиками. А письменный творческий вопрос «Почему С. Эйзенштейн обратился к теме Александра Невского в преддверии Второй мировой войны?», предложенный детям после просмотра фильма, помог установить идейные связи между двумя историческими периодами, подвести их к выводу о роли искусства в формировании национального самосознания.
Особенно эффективна техника синемалогии на уроках нравственного воспитания. В период взросления подростки неизбежно сталкиваются с проблемами жестокости и доброты, справедливости и милосердия, силы и слабости. Выбор, который они совершают, не всегда оказывается верен, и увидеть, чем он может обернуться для другого человека, легче всего в сходных ситуациях, показанных в кино. Обратиться к художественному фильму «Чучело» Р. Быкова заставили непростые взаимоотношения между учащимися одного их седьмых классов, в котором не было сплоченного коллектива, часто возникали конфликтные ситуации по принципу один против всех. Однако демонстрация фильма в классе вызвала у детей реакцию узнавания в героях самих себя и осуждение моделей поведения, приводящих к конфликтам или их усугубляющих. Дальнейшая работа классного руководителя с частым привлечением образов кинофильма в качестве иллюстративного материала постепенно помогла преодолеть разобщенность коллектива и способствовала усвоению учащимися новых схем поведения.
Применение в обучении элементов синемалогии может использоваться на уроках как в классическом варианте: просмотр художественного фильма или фрагмента, последующее обсуждение увиденного и обобщение всех комментариев и мнений учителем, – так и с некоторыми модификациями, например замена обсуждения в классе творческим письменным вопросом. Кроме того, подведение итогов обсуждения различных точек зрения на проблему, высказанных детьми, возможно при помощи системы дистанционного голосования на основе беспроводных пультов. Материал, который представлен в художественных фильмах, вполне применим на различных уроках в разных классах в зависимости от целей урока. Таким образом, синемалогия предоставляет нам инструментарий для решения широкого спектра когнитивных и воспитательных задач, что полноценно реализуется только в условиях достаточного технического оснащения школы.